О празднике

14 октября (1 октября по старому стилю) православные верующие празднуют Покров Пресвятой Богородицы — торжество, почитаемое не только в церковной, но и в широкой народной традиции. Этот феномен может показаться несколько парадоксальным: ведь начало празднику Покрова дало событие в далекой от будущей России стране, случившееся еще в те времена, когда наши предки хранили верность язычеству.

Согласно преданию, в начале X века византийскую столицу Константинополь осадили враги: не то арабы, не то болгары, не то восточные славяне. В тот тревожный осенний день святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний вместе с жителями города молились за Всенощным бдением во Влахернском храме Небесной Владычице: верующие просили Ее о спасении осажденного города. Божия Матерь ответила на просьбы усердных молитвенников. Она явилась Андрею и Епифанию и затем  словно распростерла в небе свой омофор — покрывало для головы. Изумленные враги в ужасе бежали от Константинополя. Византийская столица была спасена, а в честь чудесного события был учрежден новый праздник.

На Русь традицию почитания Покрова привнес владимирский князь Андрей Боголюбский, живший в середине XII века. С покровительством Пресвятой Богородицы правитель связывал свои успехи на ратном поприще. После успешного похода против волжских булгар в 1164 году князь Андрей повелел заложить первый русский храм в честь Покрова Божией Матери — у слияния рек Нерли и Клязьмы. Церковь стала настоящим шедевром русского зодчества. К тому же времени относятся и первые упоминания о церковном праздновании Покрова нашими предками.

Достаточно быстро торжество нашло свое отражение и в народной традиции. В разных русских землях вокруг Покрова складывается целый комплекс примет и обычаев. Часть из них носили больше прикладной характер, так или иначе, соотносясь с окончанием периода сбора урожая в цикле сельскохозяйственных работ. Другие же несли на себе печать языческого наследия; с ними, например, гаданиями в канун праздника, веками боролась Церковь.

Но большая часть, всё-таки, нисколько не противоречила православному вероучению. Например, с тем самым омофором из церковного предания на Руси исторически ассоциировали снег, начинавший обычно выпадать в середине октября. Потому и убирать его до праздника считалось дурной приметой. Также общепринятым на Покров стало сжигать старые предметы утвари и быта, которые уже не пригодились бы наступающей зимой.

Традиционно Покров почитался особым днем для молодых девушек, желающих вступить в брак. Среди них считалось хорошим предзнаменованием прийти в храм на праздничную Литургию раньше подруг и первой поставить свечку перед святыми образами. Ну а вечером для молодых обыкновенно устраивались гуляния. Одинокие знакомились между собой, а среди влюбленных этот день считался одним из лучших для признания в чувствах. Вообще, следующие две за Покровом недели почитались как самый лучший период для заключения свадебных союзов — полагалось, что они будут крепче тех, что совершены в любую иную пору.

Неудивительно и то, что в честь Покрова Пресвятой Богородицы веками нашими предками закладывались и освящались новые храмы и соборы, монастыри и часовни. Не стала исключением и Енисейская Сибирь.

  1. Кафедральный собор Покрова Божией Матери в городе Красноярске

Покровский храм —историческое место для краевой столицы. Это не просто одна из красивейших церквей Красноярья и не только кафедральный собор нашей епархии. Прежде всего — это старейшее из сохранившихся каменное здание в Красноярске.

Сейчас собор стоит на перекрестке двух центральных улиц, Сурикова и проспекта Мира, а в конце XVIIIвека это место было еще окраиной молодого и совсем небольшого сибирского городка. Новому каменному храму решили дать имя старинной деревянной церкви, утраченной при пожаре в 1773 году. Возведением церкви на пожертвования жителей всего Красноярского уезда руководили «законодатели мод» тогдашнего зодчества в Сибири — енисейские мастера. Построили храм с двумя приделами (первоверховных апостолов Петра и Павла и святителя Николая Чудотворца) сравнительно быстро, за 10 лет: с 1785 по 1795 год.

Покровский храм стал не только одним из центров духовной и культурной жизни Енисейской губернии (при нем в царской России действовала крупная библиотека и сразу несколько школ и училищ), но и безмолвным свидетелем многих событий красноярской истории. Например, в 1881 году его великолепие нарушил печально известный пожар: огонь поглотил фресковую живопись на наружных церковных стенах. А в 1935 году его одним из первых настигла мрачная эпоха «воинствующего атеизма»: богоборческие власти отобрали здание у общины верующих, устроив в нем конюшню для воинской части.

В 1944 году, во многом благодаря стараниям архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), храм вернут верующим. Спустя совсем немного времени маятник церковной политики советского государства качнется в другую сторону: в 1962 году Покровская церковь вновь будет закрыта, а городские власти всерьез станут обсуждать возможность ее уничтожения. Тем не менее, историческое здание, ценный памятник «сибирского барокко», решили сохранить, устроив в нем выставочный зал.

С началом возрождения церковной жизни в нашей стране Покровский храм верующим окончательно вернут в 1989 году; в том же году его освятят повторно. Это событие послужит «точкой невозврата» для новейшей истории Церкви в Красноярском крае. После этого исторического акта речь пойдет не только о возвращении верующим старинных храмов и открытии новых; делом ближайшего времени станет возрождение отдельной Красноярской епархии.

В 1999 году Покровская церковь получает статус кафедрального собора, а в начале ХХI века, после реставрационных работ, зданию возвращают исторический вид, окрасив в белый и зеленый цвета.

  1. Храм Покрова Божией Матери в городе Назарово

Покровский приход в тогда еще селе Назарово ведет историю с 1775 года. Сохранилась легенда, что самую первую церковь в поселении — деревянную — назаровцы не построили, но перевезли по частям из соседнего села Малый Сереж. Тот храм прослужил верующим четверть века.

В 1813 году назаровцы вместе с жителями близлежащих сёл решили строить каменную церковь. Каменная двухэтажная церковь с двумя престолами (Покрова Пресвятой Богородицы и Святой Живоначальной Троицы) увидит свет в 1820 году. Благополучную и неспешную жизнь прихода омрачила только неравномерная осадка фундамента: на стенах Покровского храма появились трещины.

Это неприятное событие послужило мрачным предзнаменованием: в 1920-х годах назаровский Покровский храм подвергнется грабительской «реквизиции» церковных ценностей, а в 1929–1931 годах оба придела поочередно закрывают безбожные власти (формально заявив об «аварийном состоянии» здания). Бывший храм на непродолжительное время превратят в кинотеатр, а в 1933 году окончательно уничтожат. Кирпичи используют для строительства городской больницы, а на намоленном месте спустя годы установят памятник павшим в Великую Отечественную войну.

Возрождение церковной жизни в ставшем уже городом Назарово в 1980-х годах не обошлось без трудностей. Например, перевезенный из деревни Тимонино деревянный храм сгорел в 1989 году. Однако верующие не сдались, и при участии местных властей им удалось всего за год построить каменный храм в честь Покрова Божией Матери на городской окраине. Историческое освящение архиерейским чином состоялось 25 ноября 1990 года.

Сейчас Покровский храм в Назарово является центром целого благочиния (создано по благословению Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона в 2014 году) и может похвастаться насыщенной и разнообразной приходской жизнью. При церкви действуют воскресная школа и отряд юных разведчиков, приход на постоянной основе взаимодействует с медицинскими и культурными учреждениями.

  1. Храм Покрова Божией Матери в селе Шила (Сухобузимский район)

При словосочетании «сельский храм» воображение само подсказывает очевидную картину: небольшое и скромное сооружение, чаще всего деревянное и без каких-либо архитектурных излишеств. Шилинский Покровский храм — яркое исключение из этого правила.Это большая, яркая и примечательная во многих отношениях церковь, признанная памятником культуры регионального значения.

Храм построили почти два века назад: в 1829–1836 годах по чертежам енисейского губернского архитектора Петра Воцкого. В 1850 году к храмовому зданию Покровской церкви была пристроена каменная колокольня.

Здание церкви в форме латинского креста расположено в самом центре села на небольшой возвышенности, поэтому видно с любого конца поселения. Ядром архитектурной композиции первоначально крестообразной центрической в плане церкви служит слегка вытянутый в длину храмовый четверик с водруженным на него круглым световым барабаном.

Покровскому храму в Шиле повезло выстоять в годы воинствующего безбожия, но здание в ХХ веке сильно обветшало. В 1975 году окончательно обрушился северный притвор храма.

С началом возрождения церковной жизни в Красноярском крае был поднят вопрос о восстановленииисторического архитектурного облика Покровского храма и возобновления богослужебной жизни в нем. После четырехлетней реставрации шилинскую церковь вновь освятили 13 октября 2009 года.

  1. Храм Покрова Божией Матери в селе Бархатово (Березовский район)

Бархатовская Покровская церковь едва ли может похвастаться значимостью в качестве памятника архитектуры. Тем не менее, незатейливая история прихода служит примером тому, как богослужебная жизнь возродилась в небольшом скромном селе вблизи краевой столицы.

До революции в Бархатово действовал храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы (его построили в 1905 году), приписанный к церкви в соседнем селе Вознесенском. В годы богоборчества власти сначала изъяли здание у верующих, а в 1972 году окончательно уничтожили его.

В 1990-х годах верующие жители Бархатово подняли вопрос о строительстве в селе православного храма. Церковь решили обустроить в помещении бывшего сельского магазина. В 1998 году в возрожденном Покровском храме началась богослужебная жизнь.

Сначала барахтовский храм, как и в дореволюционную пору, тоже был приписным — верующих сельчан окормляло духовенство Введенского храма в городе Сосновоборске. Но в 2012 году, с благословения Митрополита Пантелеимона, приходы Березовского и Манского района были выделены в новое Березовское благочиние. У бархатовского Покровского храма появился свой настоятель, богослужение в приходе стало совершаться регулярно, начался рост числа прихожан.

  1. Храм Покрова Божией Матери в поселке Зеленый Бор

Как мог заметить читатель, распространенав православной традиции практика названия новых храмов в память об утраченных по каким-либо причинам исторических церквях. Покровский храм в поселке Зеленый Бор (близ железнодорожной станции «Минусинск») выделяется на этом фоне.Его название отсылает к одноименному женскому монастырю, просуществовавшему совсем непродолжительное время на юге Енисейской губернии в начале ХХ века.

Женскую обитель в честь Покрова Божией Матери близ Минусинска основали в 1916 году. Безбедно просуществовать история позволила ей менее пяти лет: с установлением советской власти в Сибири монастырь преобразовали в «трудовую артель», а в конце 1920-х — окончательно упразднили. Недолгая история этой обители связана с именем епископа Димитрия (Вологодского), одного из выдающихся подвижников Церкви в годы воинствующего безбожия: еще до архиерейской хиротонии он был настоятелем монастырского храма.

В память об утраченной обители и получил свое название новый храм в предместье Минусинска. Его заложили в начале ХХI века, а с 2010 года в его стенах началась богослужебная жизнь. «Визитной карточкой» этого прихода стала необычайно красивая и благоустроенная прихрамовая территория.

  1. Храм Покрова Божией Матери в городе Кодинске

Основанный в 1977 году Кодинск — один из самых молодых городов в Красноярском крае. Разумеется, что при его строительстве и речи не могло идти о возведении православной церкви.

Однако фундаментальные изменения в жизни нашей страны не могли оставить в стороне и небольшой город строителей гидроэлектростанции на берегу Ангары. В 1991 году руководством Кежемского района после многочисленных обращений верующих жителей было принято решение о возведении храма Покрова Небесной Царицы.

Место под строительство церкви архиерейским чином освятили в 1995 году, а спустя уже два года большая часть работ была завершена. В 1997 году на здание установили купола, а в самом храме состоялась первая Божественная литургия — на Пасху Христову. Богослужение, правда, первоначально велось в нижнем храмовом Спасском приделе, но уже в 1999 году свои врата перед верующими распахнуло основное пространство Покровской церкви.

В 2011 году кодинский Покровский приход стал частью Канской епархии, образованной на восточных территориях Красноярского края. Храмы Кежемского района образуют одноименное благочиние в составе новоучрежденной епархии.

  1. Храм Покрова Божией Матери в поселке Абан

На территории Канской епархии есть и другие Покровские храмы. В честь чтимого праздника освящена, например, церковь в Абане.

Первый храм в тогда еще селе Абан построили в 1912 году. Деревянная церковь тогда носила имя Святой Живоначальной Троицы. Интересно, что ее приход включал в себя не только само село, но и 13 деревень, стоявших неподалеку. После революционных событий и установления советской власти храм у верующих изымут: в 1935 году в нем начнет работу дом культуры, а спустя 30 лет здание сгорит при пожаре.

Новый приход, уже в честь Покрова Божией Матери, в Абане учредят в 1995 году. Богослужение сначала будет совершаться в помещении бывшего магазина, однако сравнительно быстро община верующих поднимет вопрос о строительстве отдельного храмового здания. Двухэтажный Покровский храм по проекту красноярских архитекторов Владимира Медиевского и Владимира Березинского возведут в 2006–2013 годах. Осенью 2013 церковь освятил Епископ Канский и Богучанский Филарет.

Примечательно, что нижний придел церкви освятят во имя священномученика Димитрия Апанского (Неровецкого; +1919) —одного из святых Собора Красноярской митрополии, принявшего смерть за веру в годы Гражданской войны на территории современного Абанского района.

  1. Храм Покрова Божией Матери в селе Фаначет (Тасеевский район)

Память о тех трагических событиях тех былых лет хранит и небольшая деревянная церковь в селе Фаначет. Это тоже часть канонической территории Канской епархии.

Век назад село Тасеево и соседние поселения считались одними из самых бунтарских точек на карте Енисейской губернии. Охваченные революционным пылом переселенцы-новоселы были безжалостны к своим храмам: из 13 церквей на территории Тасеевского района до наших дней сохранилась лишь Покровская в Фаначете. Ее не стали уничтожать, а последовательно использовали как зернохранилище, больницу, сельский клуб и помещение сельской общеобразовательной школы.

Возрождение храма началось только в 2006 году. Силами духовенства и местных жителей здесь заменили кровлю здания, отреставрировали пол, поставили церковные купола.

  1. Храм Покрова Божией Матери в селе Маковское (Енисейский район)

Село Маковское — одно из старейших поселений на карте современного Красноярского края. Его первопроходцы Сибири основали в 1618 году: на год раньше Енисейска и на 10 лет — Красноярска.

Неудивительно, что и маковская Покровская церковь — одна из старейших не только в Енисейской епархии, но и во всей Красноярской митрополии. Самый первый храм здесь возвели еще в первой половине XVII века. Здание несколько раз страдало от пожаров, но его неизменно восстанавливали.

Храму удалось пережить годы богоборчества в нашей стране. Уже в начале XXI века, при активном участии Епископа Енисейского и Лесосибирского Никанора, в нем вновь возобновилось богослужение.

Со временем, правда, само село Маковское потеряло стратегическое значение основного перекрестка сибирских путей. Сейчас здесь живет менее 200 людей, занимающихся, в основном, лесными промыслами.

Добавим, что на территории Енисейской епархии в честь Покрова Небесной Владычицы освящен также домовой храм при братском общежитии енисейской Спасо-Преображенской мужской обители.

  1. Храм Покрова Божией Матери в поселке Светлогорск (Туруханский район)

Этот храм — не только самый северный, но и самый молодой из Покровских храмов на территории Красноярской митрополии. Его освящение меньше года назад — 21 октября 2017 года — возглавил епископ Норильский и Туруханский Агафангел.

Община верующих в небольшом поселении работников Курейской ГЭС возникла еще в середине 2000-х годов. Но в активную фазу строительство Покровского храма вошло только после учреждения отдельной Норильской епархии на заполярных территориях края в 2014 году.